Александр Невский на картинах художников
Уважаемые читатели блога, предлагаем совершить небольшую экскурсию и увидеть князя таким, каким его изображали художники разных веков.Образ Александра Ярославича Невского с древних времён появляется в различных произведениях искусства.
Первое появление в русской живописи запечатлено в виде миниатюры о Ледовом побоище в летописи. К сожалению, нет ни одного Его прижизненного изображения. В летописных источниках упоминается, что он был высоким «паче иных человек» и обладал громким, убедительным голосом «аки труба в народе.
Позже, в 1942 году, для изображения князя на ордене его автор И. С. Телятников использовал именно портрет актёра Н. Черкасова. Но если в киноискусстве судьба Александра Невского была отражена вместе с уже названным фильмом четырежды, то в изобразительном искусстве это случалось неизмеримо чаще. Миниатюрами проиллюстрирована большая часть сообщений Лицевого летописного свода (XVI век), они тесно связаны с текстом. Здесь можно найти изображения Александра Ярославича Невского и битв, в которых он участвовал.
В левом верхнем углу миниатюры изображён Владимир Святой. Текст летописи гласит, что Александр Невский был от него в «восьмой степени». Головные уборы чётко разграничивают статус царя и князя: Владимир,который в тексте назван царём, изображён в венце, а Александр и его отец – в княжеских шапках. В правом верхнем углу изображена мать Александра Невского – Феодосия, принявшая в постриге имя Евфросиния, а слева под фигурой Владимира Святого – его отец, князь Ярослав Всеволодович. Две группы людей в почтительных позах, расположенные справа от престола, иллюстрируют слова о похвале,которой удостоился князь за свои добродетели. Монах, нарисованный впереди группы на первом плане, очевидно,указывает на почитание князем «священнического и монашеского чина».Образу Александра Невского в изобразительном искусстве начиная с XVIII века уделялось немало внимания.
Одна часть художников создавала его портреты и изображала во время сражений, другая – предпочла воплотить образ святого, которому сегодня преклоняются многие верующие.
Угрюмов Григорий Иванович (1764–1823) – живописец и портретист, представитель классицизма.
Екатерина II в 1793 году заказала написать для вновь построенного Троицкого собора, находящегося на территории Александро-Невской лавры, две большие картины: образ «Вознесение Христа» и «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями».
В последней, художник подчеркнул торжественность шествия, ликование, всеобщую радость народа, встречающего победителей после поражения ненавистных русским людям врагов. Произведение выполнено в традициях классицизма с большой исторической достоверностью: латы воинов и одежды псковских жителей переданы с убедительной точностью. Теперь обратимся к произведениям XIX–XX веков.На протяжении этого времени работали несколько художников, запечатлевших образ русского князя.
Моллер Фёдор Антонович (при рождении Отто Фридрих Теодор Моллер; 1812–1874) – русский художник иофицер, академик и профессор Императорской академии художеств, ученик Карла Брюллова. На картине Моллера запечатлён кульминационный момент Невской битвы, о которой в «Повести о житииАлександра Невского» (XIII век) говорится так: «...и была сеча великая, и перебил их князь бесчисленное множество,а на лице самого короля оставил след острого копья своего». Под королём имеется ввиду Биргер, ставший правителем Швеции в 1248 году.
Ф.А. Миллер «Невская битва. Поединок Александра Невского и Биргера»
Кившенко Алексей Данилович (1851–1895) – русский живописец, близок к передвижникам, действительный члени профессор, руководитель батальной мастерской Академии художеств. Известный баталист не мог обойти близкую для себя тему. В XX веке одним из самых известных примеров изображения Александра Невского является триптих советского художника Павла Корина
А.Д. Кившенко «Невская битва. Святой Александр Невский наносит рану в лицо Биргеру
Корин Павел Дмитриевич (1892–1967) – российский и советский живописец, реставратор, монументалист, мастер портрета, народный художник СССР (1962), действительный член Академии художеств СССР (1958). Триптих «Александр Невский» был заказан художнику в годы Великой Отечественной войны, когда тема противостояния захватчику стала центральной в искусстве.
П.Д.Корин «Александр Невский»
Павел Дмитриевич начал работать над триптихом осенью 1942 года. В трудный, грозный час истории человечества художник обратился к образу, который олицетворял для него доблесть, славу и непобедимость России.Картина писалась под сводки с фронта, под грохот зениток, под ярким светом режущих небо прожекторов. Она была призвана вызвать в душах зрителей подъём и вдохновение, уверенность в том, что врага можно победить, какимбы ужасным он не казался и как бы несметны были его полчища.
Художник использовал историко-археологические данные о русской художественной культуре XIII века,изображая одежду, боевые доспехи, знамя Невского. Пеший строй на заднем плане картины исторически документален – заимствован Павлом Дмитриевичем с восходящих к глубокой древности миниатюр XIV века. Его Александр – не двадцатилетний юноша, а опытный, зрелый полководец Невский. Те, кто могли бы послужить для образа Александра Невского, были на передовой, в окопах. Нужно было писать суровые, мужественные лица, изображать шлемы, мечи, щиты, но Оружейная палата была эвакуирована. И тут пришло на помощь воображение.«Я представил себе, – говорил Корин, – как стал бы под княжеским знаменем Фёдор Иванович Шаляпин. Фёдора Ивановича я запомнил этаким русским молодцем, статным,сильным, красивым. И когда начал писать Невского, придув мастерскую, пластинку Шаляпина поставлю – и весь он передо мной – высокий, могучий, лицо открытое, взгляд смелый…».
Сила воздействия созданного образа оказалась такова, что репродукции «Александра Невского» украшали фронтовые землянки и фронтовые газеты. А огромная копия картины, сделанная группой бойцов, штурмовавших Великий Новгород, была установлена у въезда в город. Впервые триптих «Александр Невский» был показанна выставке в Третьяковской галерее.
Внимание великому князю уделил и известный художник Николай Рерих, написав картины «Александр Невскийпоражает ярла Биргера» и «Александр Невский после Ледового побоища»
Н.К. Рерих «Александр Невский поражает ярла Биргера»
Н.К. Рерих «Александр Невский после Ледового побоища»
Рерих Николай Константинович (1874–1947) – русский философ, поэт, писатель, художник, археолог, путешественник и общественный деятель. С конца 1890-х годов характер творчества Николая Константиновича определяли его занятия археологией, интерес к языческой славянской, скандинавской старине. Он был одним из немногих мастеров, которые обратились ктеме Древней Руси.Поиски образов древней Руси, стремление к лаконизму
рисунка, яркости цвета, стилизации отразились в картине«Бой Александра Невского с ярлом Биргером» (2-й вариант названия). Цветовая гармония, приближенная к мозаике, –фактор воздействия на зрителей произведений художника,но нельзя забывать и о графичности картин, достаточнопо смотреть на их чёрно-белое воспроизведение. В 1910 году несколько работ художника были переданы Русскому музею, в том числе картина «Александр Невский поражает ярла Биргера». В картине «Александр Невский» (1942) зрители видят лишь момент перед самым началом боя. Главным для художника в батальных произведениях было стремление передать атмосферу, в которой рождается геройство, воспеть его возвышенную красоту, внушить зрителям сознание необходимости, неизбежности подвига во славу родины. На вершине снежного холма в сиянии света остановился на коне Александр Невский, склонивший голову у погибшего воина в красном плаще. Князь изображён Рерихом в момент скорби и сострадания о павших в битве воинах.
Серов Владимир Александрович (1910–1968) – советский живописец и график, педагог и профессор, президент Академии художеств СССР в 1962–1968 годах. В годы войны живописец, как и многие патриоты, обратился к преданиям о героическом прошлом нашей Родины. Его большая многофигурная историческая картина«Ледовое побоище» (1942) находится в Пензенской картинной галерее им. К. А. Савицкого. Написана картина в блокадном Ленинграде, она посвящалась 700-летию разгрома тевтонских рыцарей на льду.
Чудского озера. На полотне показан кульминационный момент сражения: преследуемые воинами Александра Невского спасаются бегством закованные в броню псы рыцари. Под их тяжестью ломается лёд Чудского озера,погребая в тёмных водах непрошеных гостей. «Ещё в дни блокады я начал работать над большой картиной «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища», посвящённой славе русского оружия, –вспоминал художник. – Работал более двух лет, с любовью и большим напряжением. Картина дала мне некоторые радости и много разочарований. Она была экспонирована на первой послевоенной Всесоюзной выставке в Москве в1946 году».
В.А. Серов «Ледовое побоище»
В.А. Серов «Въезд Александра Невского во Псков»
Картина впечатляет и размахом, и прорисовкой деталей. Каждый образ наделён характером. Снежная, вьюжная весна. Князь-победитель на вороном коне въезжает в освобождённый город. Мы видим пленных рыцарей и ликующих русских мальчишек. Войско степенно движется под знамёнами и хоругвями. Город встречает героев колокольным звоном и всеобщим восторгом. Воспевая славную победу русского оружия, автор проводит параллель с современными ему событиями – разгромом гитлеровцев под Москвой. На великий бой выходила Русь; Ворога победила Русь. На родной земле не бывать врагу. Кто придёт, будет насмерть бит. Веселися, пой, мать родная Русь!На Руси родной не бывать врагу, Не видать врагу наших русских сёл,Кто придёт на Русь, будет насмерть бит.На Руси родной, на Руси большой Не бывать врагу! (Слова из 7 части кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева «Въезд Александра во Псков»).
Пантюхин Юрий Петрович (р. 1938 г.) – мастер традиционной петербургской живописи, вобравшей лучшие достижения русской классики. В основе творчества художника заложена искренняя и глубокая любовь к Отечеству с героическим прошлым его народа, красота и духовность подвига. Александр Невский стоит на возвышении. Его гордая фигура облачена в серебристого цвета доспехи, на плечи накинут красный плащ как символ княжеской святой власти. Его молодое лицо выражает спокойствие и уверенность, оно написано правдоподобно; его голову венчает шлем, что подтверждает готовность Александра к битве.Тёмно-синий стяг служит фоном портретному фрагменту.Произведение наполнено чувством патриотизма, верой в народную силу.
Ю.П. Пантюхин «За землю русскую» из серии «Русь изначально» Александр Невский (левая часть)
Рыженко Павел Викторович (1970–2014) – российский живописец, художник Студии военных художников имени М. Б. Грекова, заслуженный художник Российской Федерации (2012).
Живопись Павла Рыженко пронизывает светлая любовь к России. Изучение великой истории нашего народа стало для него источником глубокого вдохновения. После окончания академии художник активно и плодотворно работал. Дипломная картина «Калка» положила начало целой серии произведений на исторические сюжеты. «Стоход», «Брусиловский прорыв», «Поле Куликово»,«Невская битва» и другие полотна – отнюдь не иллюстрации к беспристрастному учебнику истории.
На каждой картине разворачивается панорама поворотных событий нашей истории, но в центре внимания всегда человек, совсем многообразием его чувств и осознанием трагичности момента.В 2011 году за высокие достижения в изобразительном искусстве и пропаганду военно-патриотической и мемориально-исторической темы Павел Рыженко был представлен к присвоению почётного звания «Заслуженный художник Российской Федерации».
П.В. Рыженко из триптиха «Солнце земли русской» «Невская битва»
Великий князь Александр Невский умел побеждать своих врагов не только и не столько мечом, но любовью и силой убеждения. Так он победил и татарского князя Сартака. Сартак принял христианство под воздействием общения со святым князем Александром Невским. На картине изображён момент их общения, общения без слов. Известно также, что Сартак принял мученическую смерть за свою веру.
П.В. Рыженко «Александр Невский и Сартак»
Комментариев нет:
Отправить комментарий